Взаимосвязь цифровизации с правом, с законодательством и влияние цифровизации на права граждан
В связи с быстрым развитием цифровых технологий в информационной среде происходят изменения в праве, в законодательстве, в нормативных актах, в защите прав граждан, бизнесе, медицине и в других сферах деятельности, что вызывает не только правовые вопросы, но и требует системного подхода к выстраиванию взаимосвязи и построению новой правовой системы развития для общества и государства и системного подхода к защите прав человека.
Общее понятие термина «Цифровизация» на законодательном уровне, в официальных нормативно - правовых документах не закреплено. В настоящее время отсутствует и официальный закон о цифровизации, а термины, которые характеризуют понятие «Цифровизация» выступают в роли взаимозаменяемых. В Гражданском кодексе РФ появилась статья 141.1. Цифровые права, раскрывающая нам базовое понятие цифровых прав.
Общий термин существует и указывает нам, что «Цифровизация» - это система внедрения цифровых информационных технологий, оказывающих влияние на человеческое развитие, различные сферы человеческой деятельности, определяющая также взаимосвязь общества и государства. При этом, разные понятия слова «Цифровизация» мы можем получать и из подзаконных актов, законов, которые принимаются законодателем по разным сферам деятельности в рамках понятия слова «Цифровизация».
Однако, что меняет, изменяет «Цифровизация»:
- Общество трансформируется;
-Общество становится информационным;
- Меняется система взаимоотношений государства и общества;
-Изменяются модели правового регулирования;
-Форма правового регулирования и системы переходят в автоматизированные .
Таким образом, «Цифровизация» в правовой системе влечёт за собой изменение существующих правовых норм и механизмов регулирования права в цифровых отношениях, где затрагиваются новые требования связанные с защитой личных данных, киберпреступностью, электронно-цифровыми подписями, базами электронных данных, «Цифровизацией» валютного регулирования, электронных платежей и т.д. Это и есть та взаимосвязь цифровых технологий, которые затрагивают права граждан и выстраивают таким образом взаимосвязь цифровизации, цифровых технологий с правами граждан.
Одной из важных задач в правовой реформе в связи с “Цифровизацией” является обеспечение баланса между защитой прав и свобод граждан в цифровой среде с обеспечением информационной безопасности прав граждан, личных данных, стабильности работы цифровой инфраструктуры и т.д.
На мой взгляд, такая задача должна требовать ответственного подхода к обеспечению такого баланса, но даже сбалансированная система не может в полной мере защитить и гарантировать гражданам стопроцентную защиту их прав и безопасность. Возможно, следовало бы разработать подход страховой защиты прав граждан в сфере цифрового права, закрепив такой подход страховой защиты на законодательном уровне. Также может возникнуть необходимость и в принятии закона “Об информационной безопасности”, который будет направлен на защиту в частности и прав граждан.
Такие темы как: “Цифровизация”, “Цифровизация права”, влияние цифровизации на права граждан, на общество, на государство, будут требовать и изучения таких тем на практике для того, чтобы выработать правильный подход к принятию законов, внесение изменений в уже принятые законы, подзаконные акты в области защиты прав граждан в сфере цифрового права.
«Цифровизация» с каждым годом развивает новые системы цифровых технологий, что требует от законодателя постоянного контроля за таким развитием для усовершенствования законодательных баз, требующих обеспечения правового баланса в защите безопасности и стабильности в работе системы «Цифровизации» в области права и не только. Цифровые технологии развиваются, внедряются в общество, человек подчиняется такому развитию и таким образом развивается связь, взаимосвязь между человеком его правами и законами регулирующими права граждан.
Эта связь будет и уже выражается в технологических процессах, в технических цифровых программах, которые внедряются в структуры общества для упрощения работы в разных сферах жизнедеятельности человека.
Взаимосвязь “Цифровизации” с законодательством происходит через переход такой системы в автоматизированную, которая образует новую форму связи между правом и информационной системой для принятия решений субъектом права.
А это значит в дальнейшем цифровые технологии могут внедряться и в судебный процесс, что может повлечь внедрение в судебную систему автоматизированной цифровой системы в виде роботонизированных аппаратов применяемых в работе судов.
Таким образом, с приходом цифровых технологий в правоприменительную практику, судебную систему может в будущем существенно менять работу как судебной системы, так и других систем и сфер деятельности. Например, судебная система - это суды, правовые инстанции где защищаются права граждан, следовательно, внедренная автоматизированная цифровая система в судах будет иметь взаимосвязь с защитой прав граждан и влиять на права граждан. В настоящее время постепенно, как мы видим, такая система уже внедряется.
С приходом современных цифровых технологий нет правовой нормы в законодательстве и о регулировании правом технологии блокчейна. Некоторые правовые акты, которые затрагивают блокчейн - это Федеральный закон от 31.07.2020г. №259-ФЗ « О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др. Блокчейн - это цифровой реестр данных, который дает возможность субъектам экономических отношений заключать смарт-контракты, которые не регулируются правом в настоящее время.
Некоторые авторы также указывают, что в российском законодательстве отсутствует определение смарт-контракта. Не решило данную проблему и принятие Федерального закона от 31.07.2020г. №259-ФЗ “О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
Таким образом видим, что правового подхода к регулированию децентрализированных цифровых реестров в российском законодательстве для блокчейна не разработано, но некоторые правовые нормы применяются к блокчейну по примеру аналогии без учета его специфики, что непременно уже обращает внимание законодателя на правильность применения права, норм права для технологии блокчейна, поскольку правильность применения нормы права к блокчейну, закрепления такой нормы на законодательном уровне является необходимостью для выстраивания понятных легальных экономических отношений между государством, обществом и бизнесом.
Подводя итог, можно сделать вывод, что «Цифровизация», современные цифровые технологии, будут развивать общество, государство, а вместе с ним и все сферы человеческой жизнедеятельности, но вопросы прав граждан, безопасности для общества, информационная безопасность, защита прав граждан будут всегда относиться к законотворческой деятельности и такая защита и информационная безопасность будут зависеть от законодателя.
Источники: Федеральный закон от 31.07.2020г. №259-ФЗ « О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Электронный ресурс).
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред.от 08.08.2024 с изм.от 31.10.2024).
Цитирование: Ефимова Л.Г., Михеева И.В., Чуб Д.В.. Сравнительный анализ доктринальных концепций правового регулирования смарт-контрактов в России и в зарубежных странах//Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020г. №4 стр -83. (Электронный ресурс).
Николаев А.И., 2019 Вопросы цифровизации права в современной юридической доктрине//Вестник МГПУ Серия “Юридические науки” стр.44-47. (Электронный ресурс).